12/15/2013

"Холодное сердце"/ "Frozen" (2013)

В двух словах, мультфильм прекрасен, как и почти все творения американских анимационных студий. Он будет интересен и детям, и взрослым. Он красочный, в целом, духоподъемный, как и любая история, где добро побеждает зло. Персонажи колоритные, песни задорные.
От оригинальной истории о "Снежной королеве" здесь только идея о том, что человеческое существо может генерировать вокруг себя холод. Но, в отличие от той сказки, холодом этим управлять не может, как ни пытается. Невозможность совладать со своими сверх-способностями, данными принцессе Эльзе по рождению, вынуждает ее бежать прочь из приличного общества и, запершись в ледяном дворце на высокой горе, оплакивать свою тяжелую судьбинушку. Однако не все с этим согласны, в первую очередь, младшая сестра Эльзы - Анна, которая самоорганизуется в полный приключений поход за ушедшей сестрой.
Надеюсь, этой информации будет достаточно для тех, кто в раздумьях - смотреть мультфильм или нет. Конечно, смотреть.
Далее небольшой психологический разбор для тех, кто "в теме".


Две сестрички, дружные с детства - старшая Эльза и младшая Анна - живут с монаршими родителями во дворце. Старшая Эльза с рождения обладает удивительной способностью - по мановению руки вызывать снег и прочие явления, связанные с холодом. Любимым развлечением сестер является вызвать снегопад во дворце и устроить ледяные горки на потеху себе.


В пылу очередной игры Эльза посылает ледяной протуберанец в лоб Анне, отчего та впадает в легкую кому. Все-таки небезопасная оказалась игра. Перепуганная Эльза бежит за помощью к родителям. Родители хватают в охапку обеих девочек и мчатся сквозь ночь в глухой лес к троллю-врачевателю (аналог наших современных деревенских "бабок-целительниц"). Тролль Анну вылечил. И все бы ничего, но, во-первых, он стер ей память о трагическом событии и волшебных способностях сестры, а Эльзу завиноватили самой страшной виной, которую взрослые могут навесить на ребенка, и строго-настрого запретили пользоваться ее способностями при ком бы то ни было. В итоге, у старшей развивается сильнейший невроз, она запирается в своей комнате, уходит в свои переживания и перестает контачить с младшей и миром вообще.


Младшая, с вытесненной памятью, начинает беззаботно расти в мире своих фантазий, безуспешно пытаясь выманить старшую из ее заточения. Получается, вчера дружили не разлей вода, сегодня перестали безо всяких объяснений. Каждая из сестер строит психологические защиты, чтобы не сойти с ума: одна рационализирует, вторая впадает в инфантилизм.
Номинальная роль родителей, разумеется, заканчивается примерно через пятнадцать минут после начала фильма, когда они трагически погибают. Ну, они как раз сделали все для разворачивания дальнейших трагических и не очень событий - построили между сестрами "китайскую стену".


Детство, как известно, быстро проходит, и наступает период выхода из грез в реальный мир. Старшую Эльзу ждет коронация. Заработавшая в добровольной изоляции социофобию, Эльза безуспешно пытается взять себя в руки перед важным мероприятием. Буквально - в руки, которые являются смертоносным оружием, которым она за годы самоуничижения перестала управлять. Дело немного спасают перчатки, в которых ледяная мощь находится под относительным контролем. Однако, это же сказка, драматургия. На мероприятии Эльза вынужденно лишается перчаток, и всему королевству открываются ее способности. Под крики "лови ведьму!" она устремляется прочь из родного дома куда глаза глядят. На высокой-высокой горе строит она неприступный ледяной дворец, который охраняет свирепый (в основном, с виду) ледяной громила.


Стоит сделать небольшое отступление. Младшая Анна, тоже выросшая в изоляции от реального мира, однако не утратившая оптимизма и любопытства, с воодушевлением ждала коронации-инициации и мечтала, как все девочки, о большой любви и принце на белом коне. Принц подвернулся сразу и между ними вспыхнула любовь с первого взгляда. Как и в жизни, не знающая людей, да и себя, Анна запала на первого-встречного проходимца, который навешал ей лапши на уши.


Далее история превращается в приключенческое путешествие по реальному миру, под лозунгом "спасти сестру". Несмотря на то, что с детства между сестрами воцарился неиллюзорный холодок, младшая больше верит чувствам, нежели разуму, поэтому стремится поправить ситуацию. Дорога будет, конечно, полной опасностей и трудностей.


В путешествии Анне помогает хороший парень Кристоф, со своим очаровательным оленем, а также снеговик Олаф. Олаф - очень интересный персонаж. С символической точки зрения - он проводник, безусловно хорошая фигура из детства (типа затертого до дыр игрушечного медвежонка, который есть у каждого из нас ). Олаф - символ того, что детство было не совсем уж безрадостным, и потом, в финале, он остается с сестрами, как необходимая частичка "детскости" во взрослой жизни взрослого человека.


В сестринском детстве, после трагических событий, тролль-целитель предупреждает, если ранить человека льдом в сердце, он умрет ("не заходи в эту комнату, не ешь этих яблок, не смотри в колодец" и т.п. - классическое сказочное предупреждение, которое невозбранно и всегда нарушается ради дальнейшего преодоления последствий). Конечно, по воле рока и случайности, Эльза снова ранит Анну, на этот раз не в голову, а в сердце. Кристоф, который носится с младшей сестрой весь мультфильм, снова бежит к троллю за спасением. Что отвечает тролль? Разумеется, тролль отвечает, что только настоящая любовь спасет Анну от неминуемой смерти. Кристоф, наслышанный от Анны о ее увлечении, скачет во весь опор к принцу-проходимцу, надеясь, что его поцелуй вернет девушку к жизни.


Зритель, разумеется, считает, что все кругом дураки, и Кристофу нужно самому целовать девушку, так как за время приключения он ее полюбил (кажется). Однако, вспомним, с чего все началось. Между кем был основной конфликт. И с чего бы вдруг поцелуй постороннего, хоть и приятного, парня, смог вырвать старый клин, забитый между сестрами. Раненная в сердце, Анна становится копией Эльзы - и фактически, и символически. Искренние слезы горя Эльзы о себе и сестре явились волшебным лекарством. Хвала Диснею, он разрешил этот кейс так, как он и должен был разрешиться. Между сестрами воцарился мир, в окружающем мире воцарился мир, Эльза, наконец, признала свою силу, как не только разрушительную часть себя, и научилась ее контролировать и использовать в созидание.




Комментариев нет:

Отправить комментарий