8/31/2013

"Примесь"/ "Upstream color" (2013)

Шейн Кэррат - человек и пароход, математик, инженер, технарь - сам придумал сценарий, спродюсировал, снял, смонтировал, написал саундтрек и сыграл одну из главных ролей в этом невероятном, непохожем ни на что, фильме, дав фору половине маститых режиссеров. "Upstream color" - второй фильм Кэррата (а даже если бы и первый), после которого он может уже вообще ничего никогда не снимать, а просто войти в историю кинематографа как гений визуализации, ну и, само-собой, во все списки "лучшего из лучшего".
Содерберг назвал  Кэррата "потомком" Дэвида Линча и Стивена Спилберга. Насчет Спилберга можно поспорить, но Линч при просмотре конкретно этого фильма мерещился. Саундтрек и общая атмосфера как-то подсознательно отсылали к "Малхолланд Драйв".
Пожалуй, самое точное определение "Upstream color" - что курит этот режиссер, я тоже такое хочу манифест коллективного бессознательного.
Конечно, лучше бы вы поверили на слово, что фильм гениален, и сначала посмотрели его, а потом бы читали описание, чтобы сравнить со своими ощущениями. 


Начинается все как триллер, пусть и не совсем обычный: какой-то плохой человек внедрил в организм девушки Крис червя, подавляющего волю. Затем, воспользовавшись ее беспомощным состоянием, обчистил, морально поиздевался и исчез. Когда подавленная Крис встречает Джефа (герой Кэррата), кажется, что это будет история о том, как люди выходят из отравленных отношений с помощью новых отношений, и червь в организме девушки как метафора. 


Но не все так просто. Дальнейшее развитие событий не поддается логике, но воспринимается чисто интуитивно (тем более диалогов в фильме практически нет, а те, что есть звучат как набор слов вокруг визуального контекста).
В одну из ночей, перед встречей с Джефом, Крис, повинуясь странному порыву, едет в странное место к странному человеку. Странный человек достает из нее червя и пересаживает в поросенка (которых у него целая ферма). И фильм начинает скакать от истории Крис и Джефа к истории этого странного человека, "доброго доктора", как кажется зрителю. Добрый доктор (у которого в фильме нет имени) странный еще мягко сказать. 


Он записывает звуки природы и потом сочиняет из них симфонии. Еще он бродит по городу, преследуя самых разных людей. Наблюдает, ничего не говорит. Что-то тревожное происходит на его свиноферме, но что - решительно непонятно.
У Крис и Джефа все развивается как в классическом романе взрослых людей, и, что радует, как-то очень красиво и глубоко. После червя она сидит на таблетках, депрессует, но Джеф создает вокруг нее атмосферу безопасности, и она понемногу восстанавливается. 


Они почти не обсуждают свои прошлые жизни, они куда-то ездят и цитируют друг другу "Уолдена" Торо, Крис подолгу плавает в бассейне, собирая камни...


Несмотря на кажущийся бессвязным и хаотичным сюжет, внимание зрителя удерживается ежесекундно, от экрана невозможно оторваться и, кажется, сам входишь в измененное состояние сознания.


Странная головоломка, в которую втянуты Крис, Джеф, а также другие люди, эпизодически появляющиеся в истории, проясняется к концу фильма. 


Далее глубокий анализ, на сто процентов состоящий из спойлеров. Не рекомендуется читать до просмотра фильма. Преодолейте любопытство.

"Жизнь в загоне свиньи".
Разгадка головоломки кроется в книге Торо, которая периодически мелькает весь фильм. "Уолден" - культовая философская книга, состоящая из записок Генри Дэвида Торо, который, презрев общество с его ложными ценностями, отправляется в глухой лес и живет там несколько месяцев, описывая реальную жизнь. "Добрый доктор", живущий в лесу (как аллюзия на Торо), и подсадил Крис того самого червя, чтобы потом дистанционно контролировать ее разум и разум других людей, ставших жертвами этого эксперимента, включая Джефа. Сплин, спутанность и кризис, в который погрузились все эти люди - как метафора вечного человеческого поиска себя. Свиноферма, полная свиней-дублеров контролируемых "злым" гением, - как метафора контроля над человеческим сознанием чего бы то и кого бы то ни было. 




Описать глубинный смысл всех линий фильма, помимо основной, - можно сойти с ума. В сто минут Кэррат уложил тонну символов, поэтому я и назвала его гением визуализации. Даже в самой короткой сцене сокрыт целый смысловой пласт: тайна личности, ее убеждения, предпосылки и мотивы человеческих поступков, близость, идентичность, прошлое, настоящее и будущее. Разбивая запыленное зеркало обыденности, Кэррат заставляет своих персонажей снова вспоминать и "собирать" себя в единое целое.
Один из лучших фильмов "не для всех", что мне приходилось видеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий