8/27/2013

"Пена дней"/ "L'écume des jours" (2013)

Третья, самая удачная, экранизация знаменитого романа Бориса Виана. Она будет интересна и тем, кто читал оригинал, и тем, кто еще не читал.
Роман "Пена дней", при всей внешней легкости, сложен и метафоричен. Виан написал его в 1946 году в возрасте двадцати шести лет. Формально он повествует о настроениях молодежи в послевоенной Франции, но, на самом деле, это вневременная история о тщете всего сущего, столкновении идеального и реального миров, и о кризисе взросления.
Мишель Гондри переложил произведение Виана очень близко к тексту, уловив и передав атмосферу, хотя роман изобилует авторскими фишками по килограмму на страницу. Кроме того, волшебный мир Виана потребовал непростой визуализации, и именно Гондри смог снять этот великолепный сюрреалистичный стимпанк.
Можно по-разному подойти к осмыслению этого произведения, выполненного в духе безудержного символизма. У каждого зрителя, читателя и критика свой субъективный взгляд, но равнодушным не остается никто.
Познакомимся с героями поближе.

Колен и Хлоя.
Главный герой - Колен - беззаботный обеспеченный молодой человек, презирающий работу чудак-изобретатель. Позавидовав влюбленности друга Шика, Колен тоже решает немедленно в кого-нибудь влюбиться. На вечеринке по случаю дня рождения собаки (о, нравы!) он встречает Хлою и, через пару свиданий, делает ей предложение руки и сердца. Его хорошо характеризуют слова: "Я учусь жить и люблю Хлою".

В объятиях Шика чучело Жан-Соля Партра.
Шик и Ализа.
Шик - лучший друг Колена. Самая большая страсть Шика - Жан-Соль Партр. В отличие от Колена, который обладает состоянием и может ни в чем себе не отказывать, Шик живет весьма скромно, но все заработанные деньги тратит на книги любимого философа. На одной из встреч с Партром Шик знакомится с Ализой, которая, кажется, разделяет его страсть к экзистенциализму.
Персонаж Жан-Соль Партр - пародия на мыслителя Жан-Поля Сартра, от которого сходила с ума молодежь послевоенной Франции. 

Николя (в исполнении великолепного Омара Си из "Intouchables") - повар, шофер и друг Колена. На пару с мышонком (да-да) они управляют хозяйством. Николя - один из самых разумных людей в фильме (и книге), по диалогам вы это сразу поймете. Он даже возглавляет квартальный философский кружок для прислуги, правда, в фильме об этом ни слова.  Возлюбленная Шика - Ализа - племянница Николя
Вся эта компания ведет праздный образ жизни, и фильм плавно течет от комедии в первой половине - к логичной драме во второй. 


Одержимость Шика Партром и нелепая болезнь Хлои доводит до трагедии. Постепенно повествование с мажорных нот переходит в минор. Меняющееся настроение фильма передают и прекрасная музыка, и краски - от цветного к тусклому и, наконец, черно-белому изображению. Дом Колена, в начале такой светлый и просторный, к концу сжимается, порастает паутиной и, в итоге, схлопывается.


Визуализация очаровательного футуристичного мира Виана удалась на славу. Все эти бегающие дверные звонки и туфли; трансформирующиеся, почти как в фильме "Начало", комнаты; живая, в прямом смысле, еда; угри и рыбы, живущие в домашнем водопроводе; пианоктейль - пианино и самогонный аппарат в одном флаконе; наконец, цветы, растущие в легких, и ружья, растущие из желудей, согретых теплом человеческих тел весь этот бред - каждая минута фильма наполнена спецэффектами, абсурдными мелочами и глубоким символизмом, всего не перечислить. Колоритные второстепенные персонажи и сам Гондри, сыгравший роль доктора, - очень хороши. Прикроем глаза на то, что двадцатилетних людей играют сорокалетние, это не имеет никакого значения для восприятия истории.
Такая "невыносимая легкость бытия" на манер Виана и Гондри. Безусловно стоящий фильм для домашней коллекции.
P.s. И книгу прочтите.

Комментариев нет:

Отправить комментарий