1/21/2014

"Тереза Д."/ "Thérèse Desqueyroux" (2012)

Ах, какой стильный постер.
Одри Тоту - одна из моих любимиц. Кажется, у нее нет ни одной неудачной работы, проходные - есть, но плохих нет, она очень талантливая актриса. Вот ее хорошая работа из последних, не пройдите мимо. Маленькая француженка с прекрасной генетикой не впервой играет персонажа моложе себя, в "Терезе..." сорокалетняя Одри играет двадцатилетнюю девушку. Конечно, это не навсегда, и я с большим любопытством жду, в каком амплуа она начнет играть, когда роли юных и неприкаянных станут невозможны по объективным причинам, когда она станет "возрастной" актрисой. Эти глаза-вишни на пол лица, общая субтильность, детская улыбка по-прежнему так же ярки, как в "Амели". Однако, время неумолимо, и там, где можно загримировать неюную шею, нельзя скрыть "пожившего" взгляда. С ролью Терезы Одри повезло: глубина и трагичность глаз актрисы - половина портрета ее персонажа, проводники невысказанных слов.
"Тереза Дескейру" - драматический роман классика французской литературы Франсуа Мориака, написанный в 30-х годах 20 века. Он повествует о женщине с живой душой в условиях удушливой буржуазной провинции. Критики сравнивают Мориака с Достоевским.


"Тереза Д." - фильм для женщин и эстетов, как почти любая социально-психологическая драма.
До замужняя жизнь Терезы показана в начале фильма парой мазков, чтобы у зрителя было представление, как она росла и чем интересовалась. В основном, собой и книгами. Она была умной, прогрессивной, немного мрачной девушкой. Это нельзя назвать депрессией, скорее, это полное погружение в себя и собственные раздумья. Терезу скорее можно назвать феминисткой, она весьма самодостаточна. Кроме того, она самая богатая девушка в крае и, ходят слухи, самая умная. Девочка, играющая юную Терезу, довольно невзрачная нос картошкой, со взрослой героиней сходства нет (к сожалению). Всегда отмечаю удачный кастинг на роль родственников или одного героя в разные периоды жизни, но тут этому не придали должного внимания. Думаю, если бы Одри могла сыграть свою героиню еще и пятнадцатилетней, то необходимость в привлечении дополнительной актрисы отпала.

Ход с "алыми парусами" очень изящный и символизирует именно то, о чем вы подумали.
Главный закон французской буржуазии, завещанный еще Бальзаком, гласит: "Noblesse oblige". То есть - хоть умри, но лица не урони. С самого детства Тереза знает, что выйдет замуж за мужчину из соседнего поместья, чтобы объединить родовые земли. Эта перспектива ее не особо вдохновляет, но и не пугает, так как его земли - не лишние. Кроме корыстолюбивых планов, она - надеется. В браке она ищет убежища, и Бернар (будущий муж) - не так уж и плох.
Замужем все оказалось хуже, чем Тереза себе представляла. Нелюбимый мужчина, с которым надо ежедневно ложиться в одну постель, его властная мамаша, интересующаяся только собственной фамилией, а Терезой постольку, поскольку она сосуд для вынашивания родного внука. Все беседы в кругу семьи - ни о чем, о погоде, природе,  сплетнях, и ни слова о чувствах, духовности, никакой человеческой близости. Самого главного в этой семье нет - любви.


Жизни в ней тоже нет. Мещанские хлопоты, которыми живет семейство, вызывает у нее презрение, скуку и отторжение. Довольно скоро Тереза начинает хиреть, в ее мысли врываются фантазии о самоубийстве и разрушениях, она окончательно замыкается в себе. Даже рожденная дочь не радует. Прямо скажем, не такой жизни она себе желала. А какой - непонятно. Попав в ловушку собственного положения, Тереза подсознательно ищет пути к спасению и освобождению, и случай не заставил себя долго ждать. Страдающему ипохондрией супругу врач прописывает мышьяк... Казалось бы - вот оно освобождение, но это - только начало. Дальнейшие события толкнут Терезу на грань безумия.


Сценарий, конечно, не подкачал. Роман Мориака входит в золотое собрание классики мировой литературы, наряду с "Анной Карениной" Толстого, например, или "Мадам Бовари" Флобера. Между этими тремя героинями - Терезой, Анной и Эммой - очень много общего. В частности, побег от бессмысленности и обыденности собственной жизни путем выбора "аморальной дорожки". Справедливости ради, мораль в те времена была специфическая. Это современной эмансипированной женщине открыты все способы самореализации, но женщина сто лет назад - заложник "семейных ценностей" в виде расчетливых браков. Так как роль у женщины была одна - "жена, она же мать", развод означал бесчестие, а долг был один - супружеский. Не любимые, не любящие, бесправные перед обществом и общественным порицанием, запертые в золотую и не очень клетку, женщины редко проживали счастливую жизнь.


В этом фильме прекрасно всё: игра, работы режиссера, оператора и художника-постановщика, грим (!). Каждый кадр приносит невероятное эстетическое наслаждение. Отдельно хочется отметить внешние метаморфозы Одри-Терезы.


Кажется, Миллер ничего не упустил из оригинального повествования. Но, если у вас останутся вопросы, вы всегда можете прочесть книгу. Все, что происходит в современном мире женщины, было уже сто лет назад. Очень рекомендую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий