1/22/2014

"Жасмин"/ "Blue Jasmin" (2013)

Критики осторожничают в формулировках, но будем откровенны: "Жасмин" - это ремейк "Трамвая "Желание"" Теннесси Уильямса, за который писатель получил Пулитцеровскую премию. Еще удивительнее, что в номинации "Оскар"-2014 "Оригинальный сценарий" (а не "адаптированный") стоит имя Вуди Аллена. Конечно, "Оскар" и другие мировые премии уже давно не являются мерилом чего бы то ни было, кроме сложившейся на данный момент конъюнктуры, но все-равно непонятно, как такое может быть.
Кейт Бланшет, сыгравшая главную роль в фильме, также играла главную роль в постановке "Трамвая..." Сиднейского драматического театра в 2009 году. Пьеса Уильямса, как и фильм Аллена, имеют одинаковый сюжет: овдовевшая и разорившаяся дама из высшего общества оказывается на социальном дне. Путь, обстоятельства, герои - одинаковы, кроме пары нюансов и того, что действие перенесено в современный мир.
По поводу ленты не высказался только ленивый, такого количества восторженных рецензий редко встретишь. Все единодушны во мнении, что это сильнейший фильм Аллена. Редакция считает, что это нормальный фильм Аллена, и талант съемочной группы оказался удачно помножен на всемирно признанный сюжет.

В качестве второй присказки - разгадка названия. Локализаторы как только не переводили фильм: "Синий жасмин", "Голубой жасмин", "Голубоглазая Жасмин", в конце сошлись просто на "Жасмин". Тогда как "blue" в качестве жаргонизма означает "грустный, унылый, несчастный" (отсюда название жанра блюз).  Поэтому уместно воспринимать название фильма как "Несчастная Жасмин".

Кейт в роли Бланш Дюбуа в оригинальной постановке пьесы Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание""
Обычная девушка Жаннет из приемной семьи жила-не тужила, даже училась в колледже на антрополога (отличная шутка режиссера). Однако, как это свойственно золушкам, летала в облаках и фантазировала о прекрасном принце и маме (тут Аллен очень угадал с тем, какую "биографию" написать для своей героини). Как только прекрасное будущее материализовалось в виде богатого Хэла, колледж был брошен, а собственные планы на жизнь (если они были) забыты. Поверив своему спасителю, Жасмин (имя, звучащее благороднее, чем Жаннет) зажила взаймы чужой сладкой жизнью, не имея за душой ничего, кроме пустой коробки нового имени и иконы-мужа. 


Когда вскрывается ложь, в которой погрязла ее семья, судьба выставляет ей астрономический счет. Трагичность ситуации еще и в том, что Жасмин своими же руками свой золотой мирок разрушила. Селяви.
Многие люди не выдерживают испытание "из грязи - в князи", а уж наоборот - тем более. Разбитая Жасмин просит убежища в доме своей сестры. Сестра оказалась отзывчивой и незлопамятной, несмотря на то, что счеты между ними имеются, и немалые (прямо "Кошкин дом" Самуила  Маршака).
Однако не так просто отказаться от розовых очков и гордыни. Боясь посмотреть внутрь себя, Жасмин начинает врать и окружающим, и самой себе. Искусственная позолота облетает быстро, провоцируя крепкую посадку на стакан и транквилизаторы. Бланш Уильямса так же погружается в выдуманную реальность, где она все еще "на коне". Как от этого не сойти с ума? Никак.


В качестве последнего предупреждения, жизнь предоставляет шанс Жасмин вырваться из порочного круга лжи и самообмана, поставив на ее пути хорошего мужчину. Хорошего - с точки зрения Жасмин, то есть - богатого и перспективного. Но она, держа лицо, с двойным усердием продолжает врать.


Сколько веревочке ни виться, а конец будет. Судьба посылает Жасмин наказание за невыученный урок. Хотя причем тут судьба. Причинно-следственные связи в этой истории просто горят огнем.
Любопытно, как Аллен разделил личность демонического Стэнли Ковальски (муж сестры из "Трамвая..."): на брутального Чили (будущего мужа сестры, олицетворяющего дух рабочего класса) и простоватого Оги (бывшего мужа сестры, олицетворяющего возмездие).


Уильямс написал поистине неустаревающую историю про женщин, мораль которой невозможно переоценить. Когда женщина кладет все яйца в одну корзину и не имеет, кроме яиц, запасного плана, велик риск оказаться у разбитого корыта. Чем наивнее, эгоистичнее и инфантильнее женщина, тем больнее ей падать с ручек на землю. Обладающая не самостоятельностью, но непомерным самомнением, Жасмин Аллена, как и Бланш Уильямса, зависит от "доброты незнакомцев", что неизбежно приводит к личному краху, когда, оставшись один на один с собой, ей не на что опереться. А на иллюзии можно опереться, только сойдя с ума.


Кейт Бланшет сыграла просто великолепно. Это - ее соло. Ради нее и ради того, чтобы прочесть классику на новый лад, надо посмотреть этот фильм.


Комментариев нет:

Отправить комментарий