8/12/2013

"Элизиум: рай не на Земле"/ "Elysium" (2013)

"Элизиум" - блокбастер про классовое неравенство в условиях ближайшего будущего, чудеса медицины и Джоди Фостер (старенькую уже). Мэтт Дэймон - актер с широкой ролевой амплитудой. В один год сыграть сталкера и няшу - это уважительно.
Чтобы понять, что такое ограниченная ролевая амплитуда, вспомните Сталлоне или Стетхема. Или Стивена Сигала и Дольфа Лундгрена (это вообще системный сбой, но их поклонники не в курсе).
Подрачивая на трейлер сабжа пол весны и лета, на этот мощный бритый затылок в экзо-скелете, я думала, кого это мне напоминает?..

Тома Харди в роли Бэйна из "The dark knight rises". Такой архетипичный альфа-самец и агрессор в ирокезе. Захотелось немедленно пересмотреть "The dark knight rises". Но вернемся к Элизиуму.

Элизиум, вид из космоса (вон та штука, похожая на колесо обозрения).

В 22-м веке Земля перенаселена и загрязнена чуть менее, чем полностью. Мировой олигархоз, почувствовав апокалипсис, построил на орбите Земли космическую станцию "Элизиум" с пальмами, бассейнами и парками, чтобы жить и радоваться. Такой локальный рай.
Все там ходят в костюмах от Армани и с укладками.

Супер-система поддерживается корпорацией "Armadyne", на которую работает оставшийся на Земле пролетариат. Директора корпорации сыграл Уильям Фихтнер. Роль хоть и короткая, но очень эффектная.
Сама Земля разрушается - кругом пыль, грязь, радиация, - картинка точь в точь, как "Районе №9" (потому что режиссер тот же), нечто среднее между современным Вьетнамом, Индией и Мексикой.
Порядок на земле поддерживают робокопы, наказание грозит даже за мыслепреступление (см. Оруэла). Работы, кроме как на тяжелом производстве "Armadyne", нет, да и туда очередь.

Примерно такая разница между Элизиумом и Землей.

Правительство нового рая - группа людей, под предводительством президента-недоумка, с неформальной властью министра обороны, которого играет Джоди Фостер.
Прочитав, каким причудливым был кастинг на роли в фильме, не исключаю, что вместо Фостер первоначально звали Леди Гагу.
Предыстория неизвестна: кто эти правители, почему именно они, чем они управляют - Землей ли, Элизиумом?.. Ответ один - "потому что".
Условная мать-землянка на Элизиуме несет условную дочь с поломатыми ногами.
Каторжане грезят Элизиумом не потому, что хотят классовой справедливости, а потому, что там, у элиты, есть медицинские супер-капсулы. Полежал в такой и все болезни прошли: что было поломано - срослось, рак рассосался, член вырос. Именно чтобы лечиться, земляне пытаются правдами и неправдами попасть на Элизиум. Схема такая: решил подлечиться, пошел к местной земной мафии, отдал все свои деньги-вещички, шлепнул на руку штрих-код, чтобы мед.капсула признала пациента, и под страхом смерти летишь в шаттле на Элизиум. Конечно, землян там не приветствуют и на подлете корабли расстреливают, но шанс остается, поэтому поток больных не иссякает. Если удалось добраться до земли обетованной, надо бежать к первому попавшемуся дому, выдернуть шнур, выдавить стекло, взломать его (обычно путем кидания горшка с цветами в стеклянную дверь) и класть больного в капсулу. Лечение любой болезни занимает секунд тридцать. Удобно, не правда ли.

Сюжет фильма построен вокруг облученного радиацией Макса, которому нужно срочно на Элизиум, иначе он умрет. А то ему и дальше очень хочется жить в земном аду и ходить на фабрику штамповать роботов.
В обмен на билет мафия требует от него выполнения смертельно опасной задачи: залезть в голову главы "Armadyne Corp.", чтобы скачать всю информацию по управлению Элизиумом. Для того, чтобы подключиться к голове другого человека, Максу нужен экзо-скелет, закольцованный с нервной системой, а в голове дырка для usb.

Главу корпорации галактического масштаба Макс ловит с величайшей легкостью (привет, сценаристы), скачивает инфу из его головы и случайно убивает. Теперь в голове Макса находится самая ценная информация на планете, и за ней объявляется охота. Меж тем, самому Максу ничего не надо, кроме как попасть в чудо-капсулу пожалуйсто.

Конечно, все это было бы не так захватывающе без антигероя. Фактически - это один-единственный сумасшедший ассасин, выполняющий грязные поручения министра обороны. Фактурный персонаж, не менее интересный, чем герой Мэтта Деймона, а может даже и более. Весь фильм антигерой гоняется за Максом (точнее, за его головой) с классическим мечом. Голова Дэймона нужна министру обороны для совершения переворота и утверждения себя владычицей морской. Но, как обычно, все пошло не так. Земной мафии тоже нужна голова Макса, и ассасин, подумав, решил, что и он бы не отказался.

Любовная линия в фильме очень схематична и наивна. Честно говоря, подружку Макса хочется поскорей убить, чтобы не путалась под ногами и не приставала со своими претензиями.
Подытожим. Визуальный ряд на высоте. Такой фактурный кибер-панк с первоклассными спецэффектами (правда, по фильму они распределены неравномерно, и некоторые сцены кажутся случайно вставленными в последний момент).
Логика очень хромает. Пожалуй, это основная претензия к фантастике последнего времени. Причинно-следственные связи, мотивация, поведение героев, как в детских снах - наив и волшебство. Кажется, нормальный человек перестает верить в сказки годам к семи, но сценаристы жанра упорно пишут фильмы для шестилетних детей. Финал сабжа таков: после перезагрузки системы все земляне стали элизиумянами и... начали лечиться! Загляну за рамки: а потом полетели и засрали Элизиум до привычного состояния. Да, землянам не хочется сочувствовать, такое кино.
Разочарование - основное послевкусие от просмотра подобных фильмов. Ведь могли же посерьезнее.
В корзину власть жалко, да и не резиновая она. Пора завести тэг "на свой страх и риск" для подобных фильмов. Чувствую, их будет становиться больше и больше.