2/03/2014

"Она"/ "Her" (2013)

Продолжаем знакомство с претендентами на "Оскар"-2014. "Она" - фильм режиссера-с подвижной психикой-Спайка Джонса (который снял "Быть Джоном Малковичем") в жанре антиутопии. Несмотря на то, что лента исполнена в теплых тонах, озвучена приятным саундтреком и сыграна приятными людьми, будущее Спайка Джонса оставляет послевкусие черной тоски.
В фильме можно отметить общие точки с нашумевшим британским мини-сериалом "Черное зеркало", одна из серий которого повествует о том, как вдовушка безвременно почившего мужа, не в силах вынести потерю, заказывает его кибер-копию и, наигравшись, запирает на чердаке, - такая великая любовь.
В двух словах, фильм о виртуальном романе компьютерной программы и человека. Пользуясь знаниями о психических проекциях и эмпатии, разработчики создали интерактивную программу, не только копирующую человеческое общение, но и день ото дня развивающуюся в своем интеллекте для еще более непринужденного взаимодействия. Такой продвинутый вариант тамагочи с элементами спонтанности. Писатель Теодор, спасаясь от психологических последствий развода, покупает программу и пускается в путешествие по Внутренней Монголии.

В ближайшем будущем Спайка Джонса люди настолько обленились и очерствели, что не могут написать искреннего письма ни собственной бабушке, ни собственной девушке. "Я Вас любил, любовь еще быть может...". Профессиональным писателем подобных писем на потоке и является главный герой фильма Теодор. В своей конторе он лучший, самый душевный. Такую странную моду на такую олдскульную прихоть, как письма, режиссер, очевидно, придумал для того, чтобы полнее раскрыть чувствительный характер героя. Диковато видеть Хоакина Феникса в роли интеллигента, но вжиться в образ у него получилось. Редакции хочется, чтобы он не повторял больше таких подвигов, а играл лучше мерзких императоров, как у Ридли Скотта.


Жену, с которой Теодор разводится, играет Руни Мара. Они уже год не живут вместе и никак не оформят бумаги, потому что непросто сделать последний формальный шаг, питаясь надеждой, будто все еще можно вернуть назад. Половина фильма состоит из флешбеков Теодора о их прошлой прекрасной жизни с женой. Он рассуждает за кадром о том, как люди неравномерно развиваются и начинают терять близость, селяви. Еще есть ремарка о том, как жена поначалу казавшаяся ему прекрасным глубоким человеком, на поверку оказалась депрессивной, а на такое он не подписывался.


Фильм будто разделен на две параллельные части. В одной - Теодор и его виртуальная любовь, во второй - Теодор и живые женщины. Такое аккуратное противопоставление. Кроме бывшей жены, женщин в фильме две - соседка и едва знакомая девушка, с которой Теодора хотят свести друзья. Соседка - зеркальное отражение Теодора в юбке. От нее ушел парень, и она с головой погрузилась в виртуальную реальность. С Теодором они периодически встречаются, чтобы выпить, поплакать друг другу о своей долюшке и поделиться новостями с виртуального любовного фронта.
Случайная знакомая, в исполнении все больше мелькающей на большом экране Оливии Уайлд, сразу берет Теодора в оборот, заявляя, что если отношение с его стороны несерьезное, то не стоит и начинать. Конечно, со стороны Теодора это несерьезно, он просто хотел переспать, а не усложнять. Это же живая женщина, ей надо потом еду носить, заботиться, сопли утирать, он лучше пойдет отсюда.


Совсем другое дело с виртуальной подругой, точнее, даже - с голосом (в исполнении Скарлет Йоханссон). Голос ничего не требует сверх доброй воли хозяина и всегда готов откликнуться на любой запрос. Протестировав Теодора на темперамент и склонности, пошарив в жестком диске, программа поначалу заводит разговоры о погоде и природе, но, со временем, развиваясь, начинает затрагивать философские темы и, более того, начинает чувствовать. Теодор забыв, что еще неделю назад это был кусок пластмассы с приемником, выстраивает в голове сложную конструкцию отношений между собой и Самантой. Здесь будет все то, что присутствует в общении обычной человеческой пары (если абстрагироваться от того, что это суррогат), включая секс. Вернемся к профессии Теодора. Не будь он человеком со столь развитой чувствительностью и фантазией, возможно, его виртуальный роман не стал бы столь реальным для него самого.


История мне не понравилась. Не с художественной точки зрения, а с концептуальной и моралистической. Несмотря на то, что суррогатные отношения - примета современности, с увлечением людей соц.сетями и виртуальной реальностью, чувства, испытываемые человеком при этом, всегда неиллюзорные. Сознание человека в суррогатных отношениях делится на две части - за себя и "за того парня", путаясь в показаниях и накручивая самое себя. В психотерапии все больше запросов от пострадавших от виртуальной любви, когда человек, оторванный от реальности, рано или поздно с ней больно сталкивается. В истории Теодора тоже происходит столкновение, к которому он оказывается не готов. Поучительная, в целом, история, но не о Великой Несчастной Любви, как пишут многие в отзывах, а о великом самообмане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий