12/29/2013

"Любит/ не любит"/ "Take this waltz" (2012)

Оригинальным названием фильма является одноименная песня Леонарда Коэна, вольный перевод которой: "вы чертовски привлекательны, я чертовски привлекателен, давайте повальсируем на сеновале, и к черту весь мир". 
Все люди, будучи в долгом браке и замершие в нем, как мухи в янтаре, рано или поздно начинают завистливо глядеть на прохожих. Фильм элегантно и беспощадно рассказывает о том, что бывает, когда центром жизни человека становится идея романтической любви. 
С незапамятных времен мыслители ломают копья вокруг идеи Великой Любви. Любви, которая исцеляет, делает счастливым, становится смыслом жизни. Несмотря на то, что в просвещенный век все больше доказательств того, что счастье человека зависит только от него самого, а любовь придумали русские, чтобы денег не платить, тем не менее, девяносто девять человек из ста с радостью вверяют свою жизнь и благополучие другому, при первой подходящей возможности. Делают другого человека обязательным условием личного счастья. Редкие фильмы, включая этот (и, кстати, этот), показывают, что бывает, когда любовная горячка проходит.




Сценарий фильма нарочито простой, не отягощенный ничем лишним. Только любовный треугольник, где женщина выбирает между двумя мужчинами. И не имеет больше никаких интересов.
Марго и Лу пять лет в браке. Он пишет кулинарные книги о том, как готовить курицу. И изо дня в день у них дома курица-курица-курица... ну, вы поняли. Марго то ли тревел-блогер, то ли начинающий писатель. Глядя на нее, можно угадать, что она неиллюзорно мается от скуки и некоторой бессмысленности своего бытия. Она виснет на Лу, который все время занят своими курицами, давая понять, что ей бы хотелось еще больше близости. Лу ее, кажется, любит. Кажется, она для него сродни талисману - вроде бы и бесполезна, но необходима для душевного равновесия. Разговоры о детях Лу пресекает. Да и, положа руку на сердце, дети бы Марго не сильно помогли избавиться от внутренней пустоты. Лу согласен на собаку, а если не поможет - на корову. В одном из путешествий Марго встречает Дэниэля, и место внутренней дыры с обычной в таком деле быстротой занимает Идея Любви.


В отличие от хорошо заземленного Лу, Дэниэль - романтик, художник, человек живущий мечтами и одним днем. Его конек - сфера чувственного. Для Лу скоро перестает быть секретом увлечение Марго, да она и не скрывает, истощенная переживаниями. Помучившись немного, Марго уходит к Дэниэлю. И тут начинается самая интересная часть фильма.
Романтическая любовь - эфемерна. Опираться на нее, делать центром существования, не только бесполезно, но и вредно. Романтика иссякает в течение нескольких месяцев и там, где раньше бушевал огонь любви, остается большая черная дыра. Глядя на героиню, хочется ей дать совет, чтобы начала нормально работать, наконец, озаботилась задвинутыми в пыльный угол личными интересами, развивала писательский талант.


Проводником здравого смысла во всей истории является сестра Лу, Джеральдина. Ее устами озвучиваются основные мысли, которые режиссер хотел бы донести до зрителя.
"В каждом из нас есть пустота, не надо этого бояться. С этим надо просто жить".
"Все новое рано или поздно становится старым".

Фильм очень благосклонно встречен критиками. Режиссер Сара Полли не побоялась разорвать шаблоны, ей удалось красиво, без лишних слов, показать настоящую жизнь as is. Чаще всего, мелодрама - это фильм о том, как двое преодолевают испытания, чтобы быть вместе. И вот, наконец, они вместе. И потом жили долго и счастливо. Не каждый режиссер возьмет на себя смелость показать, что бывает потом, потому что зрителю не хочется реальности (которой хватает в реальности), а хочется сказки.
Браво, Сара. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий